Mobirise

ЭТОТ ВОПРОС ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО УСЛЫШИТЕ ОТ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ, ЕСЛИ ВАС ВЫЗВАЛИ НА ДОПРОС ИЛИ КОМИССИЮ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ СДЕЛКАМ. И ОН СОВСЕМ НЕБЕЗОБИДНЫЙ.

Вопрос "Как Вы выбрали именно этого поставщика? " или его вариации "Почему заключили договор именно с этим поставщиком", "Какими критериями руководствовались при выборе данного поставщика" Вы обязательно услышите, будучи вызванными в налоговую инспекцию, во-первых, потому, что он включен в перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя, рекомендованный ФНС к работе территориальным испекциям .

А во-вторых, наиболее распространенные ответы на него неподготовленных руководителей, типа "нашли в интернете", "знакомые порекомендовали" или "не помню", крайне выгодны налоговикам для последующего доказывания умысла компании в совершении налогового правонарушения.

➡️В то же время дать на этот вопрос ответ в свою пользу без предварительной подготовки, к сожалению, не может почти никто из директоров.

Причиной тому является отсутствие в компаниях какой-либо закрепленной на бумаге процедуры выбора контрагентов, которую можно было предъявить проверяющим (за исключением крупных компаний, в которых проводятся​ тендеры на закупку).

➡️К чему приводит отсутствие правильно оформленных "следов" выбора контрагента,​ ​ можно увидеть в выводах судов, которые обычно выглядят примерно так:

▪️Компания не проявила должной степени осмотрительности, поскольку ей не были приведены убедительные и непротиворечивые обоснования критериев выбора поставщика с позиции серьезности предпринимательских намерений, деловой коммерческой привлекательности, опыта и репутации на рынке (Постановление ФАС ДО от 22.01.19 по делу А04-4701/2018),

▪️Доказательством проявления должной осмотрительности при выборе контрагента служит не только представление стандартного перечня документов, но и​ обоснование​ мотивов​ выбора​ контрагента (Решение АС Хабаровского края от 21.01.21 по делу А73-5333/2020 со ссылкой на Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09),

▪️Общество не представило документов (информации) относительно его действий при осуществлении​ выбора​ контрагента; документов, фиксирующих результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента, документального​ обоснования​ выбора​ контрагента​ (Решение АС Мурманской области от 16 октября 2020 г. по делу​ А42-7567/2018) и т. д.

➡️Таким образом, в большинстве случаев, суды, как и налоговые органы, при формировании своей позиции относительно того, знал ли налогоплательщик заранее о том, что совершает сделку с "технической" компанией, обязательно учитывают, каким образом компания выбирала этого поставщика, и какие у нее имеются подтверждения того, что выбор делался объективно: проводился мониторинг рынка аналогичных поставщиков, сравнивались коммерческие предложения, учитывались различные критерии и факторы, которые привели компанию к решению, что следует выбрать именно данного поставщика.

ℹ️При всей важности наличия данных доказательств для компании, ни в одном нормативном документе Вы в данный момент не найдете четкого описания того, в какой именно форме компания должна фиксировать свои действия по выбору контрагента, и какие конкретно документы представлять налоговым органам и судам в качестве подтверждения этих действий.

🔰Для своих клиентов мы разработали Шаблон документа "ОЦЕНКА И ВЫБОР КОНТРАГЕНТА ", который является оптимальным, по нашему мнению, как с точки зрения предоставления налоговым органам при возникновении у них вопросов относительно процесса выбора поставщика, так и с точки зрения минимальных трудозатрат на заполнение этого документа.

☑️Шаблон содержит 12 критериев, которые компания принимает во внимание при выборе поставщиков (например, срок присутствия поставщика на рынке, уникальность товара, срок поставки и пр.).

☑️Каждый критерий имеет свой коэффициент важности (в баллах), который присваивается в зависимости от ситуации. Например, если компании очень срочно нужно приобрести определённый товар, то наивысший коэффициент важности будет проставлен у поставщика, способного обеспечить наиболее короткий срок поставки.

☑️Каждый поставщик получает оценку в баллах по каждому из 12 критериев, в зависимости от того, насколько проявлен у него каждый критерий.

Например, по критерию "Срок присутствия поставщика на рынке" контрагенту будет присвоен 0 баллов, если контрагент присутствует на рынке менее 2 лет, 1 балл, если от 2 до 5 лет, 2 балла, если от 5 до 10 лет и т. д.

☑️В итоге все баллы по всем критериям складываются и, соответственно, поставщик, набравший наибольшее количество баллов, признаётся оптимальным для заключения договора.

✅Данный факт подтверждается подписями нескольких сотрудников, участвующих в анализе, с указанием их должностей и даты проведения анализа, после чего документ приобретает юридическую силу и может быть предоставлен налоговым органам и суду, исчерпывающе отвечая на вопрос о том, как было принято решение о выборе конкретного поставщика.

🔤По форме данный документ представляет собой простую таблицу, с заполнением которой справится любой сотрудник.

Обычно мы рекомендуем сделать шаблон "Оценка и выбор контрагента" приложением к Регламенту проверки контрагентов и подтверждения реальности сделок (если такой имеется в Вашей компании), хотя он может использоваться и в качестве самостоятельного документа.

💡Главное - правильно понимать назначение каждого документа:

📗Шаблон "Оценка и выбор контрагента" решает задачу предоставления налоговым органам разумного документального обоснования выбора контрагента (то есть отвечает на вопрос, как и почему Вы выбрали именно данного конкретного контрагента для сотрудничества, в то время как на рынке, к примеру, имелись более крупные и надёжные поставщики);

📗Регламент проверки контрагентов и подтверждению реальности сделок решает другую, паралелльную задачу - демонстрирует налоговым органам, что в Вашей компании проверяют контрагентов на добросовестность перед заключением договора, то есть говорит о том, что компания и руководитель проявляют должную осмотрительность при ведении бизнеса.

❗С точки зрения последних разъяснений ФНС на тему "технических" компаний, изложенных в Письме от 10.03.2021 # БВ-4-7/3060@, а также актуальной судебной практики, для успешной защиты от претензий на тему взаимодействия с "плохими" контрагентами компании необходимо решать именно эти две задачи: иметь доказательства разумности выбора контрагента и доказательства того, что контрагент проверялся на благонадёжность.

📧Оба документа (вместе или по отдельности) Вы можете приобрести, обратившись по электронной почте info@upravnalog.ru

© Copyright 2017 ООО "УправНалог" - All Rights Reserved

The website was created with Mobirise template