Mobirise

ЗАЧЕМ ФНС РЕКОМЕНДУЕТ ВЗЫСКИВАТЬ НАЛОГОВЫЕ ДОНАЧИСЛЕНИЯ С КОНТРАГЕНТОВ, И КАК ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ С НАЛОГОВОЙ ОГОВОРКОЙ В ДОГОВОРАХ (поставщикам и подрядчикам настоятельно рекомендуется прочитать)

Налоговая оговорка - положения в договоре, в соответствии с которыми поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется возместить заказчику денежные потери, возникшие у последнего вследствие претензий налоговых органов к операциям по договору с данным поставщиком - существовала к настоящему моменту в шаблонах договоров многих крупных компаний уже не первый год.

Обычно, даже в договорах крупных игроков рынка, данной оговорке отводился не более, чем один небольшой пункт, и была она там ничем не примечательна, формальна, и на практике почти никто ей для предъявления претензий контрагенту не пользовался,что было вполне обьяснимо и логично.

Объяснимо это было тем, что крупные компании использовали давно и качественно выстроенные у них внутренние процедуры проверки всех контрагентов перед заключением договора, что означало, что ситуация, при которой договор будет ими заключен с контрагентом, являющимся недобросовестным налогоплательщиком, практически исключена.

А если вдруг, по истечении времени, у налоговой инспекциии и возникали претензии к какому-то договору, то результатов проделанных компанией перед заключением этого договора внутренних процедур по подтверждению своей осмотрительности при выборе контрагента, вполне хватало ей, чтобы успешно оспорить​ претензии инспекции в судебном порядке.

Включать или не включать налоговую оговорку в договор было исключительно вопросом договорённостей сторон, и большинство компаний, не относящихся к крупным, вообще данным вопросом не сильно задавались.

✨Так было, пока, начиная с 2020 года, не начали происходить престранные события: налоговые органы на своём официальном сайте стали активно рекомендовать всем налогоплательщикам включать в свои договоры налоговую оговорку.

Более того, налоговые органы стали выкладывать на своем сайте одновременно появляющуюся положительную судебную практику относительно ситуаций, когда заказчик, получив налоговые претензии и оплатив их в бюджет в полном объёме, впоследствии успешно взыскал эти суммы с подрядчика, воспользовавшись тем, что предварительно включил в свой договор налоговую оговорку.

🔸Свои рекомендации налогоплательщикам о включении подобных положений во все договоры налоговики аргументировали, естественно, заботой о налогоплательщике и его финансах, которые не пострадают, если оплачивать налоговые претензии можно будет не своими деньгами, а деньгами виновного во всём подрядчика.

Звучит не плохо, но в налоговом сообществе сразу возникло много дискуссий относительно того, с чего это вдруг налоговые органы стали проявлять заботу о налогоплательщиках таким нестандартным способом: рекомендовать включать что-то в договоры.

Забота, конечно, заботой, но опытным налоговым консультантам и юристам, включая нас, было очевидно, что должен быть у налогового органа и какой-то иной, свой, мотив к такой акции, который, впрочем, был не очевиден.

🔸Между тем, ситуация стала разворачиваться активнее, и в 2021 году налогоплательщики массово стали получать уже требования налоговиков о предоставлении договоров, содержащих налоговую оговорку.

То есть, стало очевидно, что именно по этому отдельно взятому критерию - наличию или отсутствию у компании договоров с налоговой оговоркой - налоговики явно собираются делать для себя об этой компании (или о ее контрагентах) какие-то важные для себя выводы (иначе не присылали бы требования).

➡️Наиболее популярной версией причины таких запросов от налоговиков среди обсуждающих этот вопрос стала версия о том, что договоры, в которых присутствует налоговая оговорка, будут исследоваться налоговиками тщательнее, так как, заключая их, налогоплательщик якобы заранее знал о недобросовестности контрагента, потому и включил оговорку.

🚫Мы такую версию объяснения категорически не разделяем, потому что она противоречит, во-первых, практике того, что, как было сказано выше, налоговая оговорка, как правило, включена в договоры именно крупных игроков рынка, обладающих помимо нее обширными процедурами проверки каждого контрагента.

А, во - вторых, такая версия совершенно противоречит​ информационной линии, которую ведут налоговики с 2020 года, настоятельно рекомендуя всем налогоплательщикам добавлять пресловутую оговорку во все договоры.

✅Позволим себе привести свою версию ответа на вопрос, какой интерес преследуют налоговые органы в том, чтобы как можно больше заказчиков включали в договоры обязательства подрядчиков возмещать им налоговые претензии.

🔺Для этого нужно упомянуть также о том, что налоговые органы не только рекомендуют включать в договоры налоговую оговорку, но и любой, умеющий пользоваться функцией поиска по ключевым словам, на официальном сайте ФНС без труда сразу обнаружит, что налоговые органы там же и ненавязчиво советуют, где можно взять уже готовые формулировки всех соответствующих положений договора: например, на сайте Хартии АПК.

Естественно, что большинство компаний, захотевших под влиянием рекомендаций ФНС включить в свои договоры налоговые оговорки, будут безмерно рады наличию в открытом доступе бесплатных, более того, косвенно рекомендованных ФНС (раз ссылка на сайт Хартии приведена на официальном сайте ФНС), готовых формулировок, и именно оттуда их и предпочтут скачать и включить в свои договоры.

➡️Изучив предлагаемые, например, на сайте Хартии АПК соответсвующие разделы для включения в договор в качестве налоговой оговорки (к слову, это несколько страниц текста в противовес ранее упомянутым оговоркам в шаблонах договоров крупных компаний, обьем которых занимал в договоре не более одного абзаца), мы увидели для себя ответ на главный вопрос, после получения которого всё остальные ответы на вопросы о том, зачем это нужно налоговым органам, выстроились в логичную цепочку.

✴️Итак, далее следим за руками:

✔️В рекомендованном тексте налоговой оговорки прописано, что право заказчика потребовать с подрядчика возмещения налоговых претензий возникает (внимание!) в момент получения заказчиком Решения налоговых органов о проверке,содержащего суммы доначислений.

✔️При этом указано, что возместить соответствующий ущерб подрядчик обязан в ситуации не только, когда его собственная недобросовестность стала для заказчика причиной налоговых претензий, но и в ситуации, когда он сам, будучи добросовестным налогоплательщиком, привлек недобросовестных, по мнению налоговых органов, субподрядчиков (вспоминаем про разрывы по НДС второго и последующих уровней).

✔️И далее также обращаем внимание на то положение рекомендованного текста оговорки, в соответствии с которым подрядчик должен полностью возместить обозначенные суммы ущерба заказчику в течение (!) 10 рабочих дней.

💠И, вуаля, получаем компанию - заказчика, имеющую налоговые претензии, но абсолютно не заинтересованную в оспаривании этих претензий ни по сумме, ни по существу.

Рассудите сами: зачем компании тратить силы и деньги на юристов, на анализ качества приведенных налоговым органом доказательств, на походы в суды и пр., если для покрытия налоговых претензий она не потратит ни рубля собственных денег - ведь покрыть все ее суммы налоговых претензий, на основании славной налоговой оговорки, должен подрядчик?

🖼️В итоге рисуется просто картина мечты налогового органа:

▪️налоговый орган может не сильно утруждаться со сбором доказательств недобросовестности действий подрядчика и привлеченных им субподрядчиков, готовя решение о проверке - проверять и оспаривать то его компания совершенно не заинтересована,

▪️при этом поступление доначисленных налоговой по решению сумм произойдёт сразу же после вынесения решения (а не спустя год, когда компания пройдёт все уровни досудебного и судебного обжалования) - компании нет смысла медлить, ведь уже через 10 дней она получит полную компенсацию этих затрат с подрядчика (ну, а если вдруг и не получит, например, если подрядчик не согласится сразу платить и подаст на заказчика в суд, то это в любом случае уже проблема не налогового органа).

➡️Надеемся, теперь вполне понятен ответ на вопрос, что за интерес налоговым органам от того, чтобы как можно больше компаний включили в свои договорные отношения механизм налоговой оговорки.

❓А что же делать в этой ситуации подрядчикам, которые представляют собой вполне добросовестных налогоплательщиков, которые, однако, оказываются должны заказчику за недобросовестные действия субподрядчиков даже не первого уровня?

Ведь подрядчики могут быть совсем не так крупны как заказчики, и не иметь столько ресурсов для проверки всей цепочки субподрядчиков..

И не так крупны для того, чтобы отказаться от подписания договора с налоговой оговоркой, представленного заказчиком как единственно возможный вариант сотрудничества..

✅Мы полагаем, что в такой ситуации подрядчикам целесообразно сконцентрировать свои усилия на разработке альтернативного варианта текста налоговой оговорки.

Это позволит:

🔵не потерять заказчика сразу, как это произойдет, если подрядчик совсем откажется подписывать налоговую оговорку в версии заказчика,

🔵не попасть в кабальные вышеописанные положения договора, обязывающие компенсировать заказчику часто несправедливые и недоказанные налоговым органом суммы налоговых претензий,

🔵вступить в диалог с заказчиком по отдельным формулировкам налоговой оговорки, не отменяя в целом необходимость ее подписания, что, очевидно, будет иметь больше шансов на успех и на принятие договора в компромиссной редакции.

❗Один из самых ключевых моментов, который должен быть, по нашему мнению, изменен подрядчиками в тексте налоговой оговорки, предложенном на сайте Хартии АПК и описанном выше, - это момент, с которого заказчик имеет право требовать с подрядчика возмещения суммы налоговых претензий.

✅Таковым, по нашему мнению, может являться только момент полной доказанности данных претензий и вины подрядчика в суде - то есть момент, когда заказчик получит на руки решение, как минимум, суда апелляционной инстанции по итогам оспаривания претензий налогового органа.

⛔Никаким образом это не может быть момент вынесения решения налоговым органом, и уж тем более, момент составления протокола по итогам вызова директора заказчика на комиссию и озвучивания ему там сумм предполагаемых разрывов (слышали и такие предложения).

📩Если Вы желаете приобрести полный текст налоговой оговорки, разработанной нами, в целях использования в качестве приложения к своему договору или в целях формирования позиции своей компании по заданному вопросу, то за этим следует обращаться к нам по электронной почте info@upravnalog.ru

© Copyright 2017 ООО "УправНалог" - All Rights Reserved

Mobirise easy site software